Творческий проект
«Виртуальная экскурсия как современная форма работы с дошкольниками»
Виртуальная экскурсия – организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Она позволяет разнообразить и сделать образовательный процесс более интересным и эффективным.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
- доступность – возможность осмотра объектов экскурсии без больших материальных и временных затрат и в любое время;
- возможность многоразового просмотра экскурсии и предлагаемой информации;
- эффект присутствия;
- наличие интерактивных заданий;
- погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.
Однако есть и недостатки:
- отсутствие возможности увидеть то, что не включено в экскурсию;
- ограниченность впечатлений;
- невозможно задать вопрос в режиме реального времени.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
- фотопутешествие – составляющие данной экскурсии – фотографии, репродукции картин, звуковые файлы, анимация. Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
- видеоэкскурсия – составляющие данной экскурсии – это видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет;
- видеопутешествие – составляющие данной экскурсии – записи семейного путешествия. Родители не только делятся своими фото и видеоматериала, но и выступают в роли экскурсоводов.
Виды виртуальных экскурсий:
- биографическая – это экскурсия, связанная с биографией и творчеством писателей, спортсменов;
- краеведческая – это один из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры родного края;
- историко-культурные – это экскурсии по историческим местам, в музеи, картинные галереи, наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры;
- обзорная – это совокупность нескольких виртуальных экскурсии в рамках одной темы.
Чтобы виртуальная экскурсия была эффективной нужно:
- Определить её тему, цель и задачи.
- Выбрать источники для преподнесения экскурсионного материала (литература, фото и видеоматериалы).
- Выбрать и изучить сведения об экскурсионных объектах.
- Составить виртуальный маршрут экскурсии.
- Подготовиться к экскурсии: написать текст, распределить материал в определенном порядке, сканировать фото, подготовить видеоматериалы и пр.
- Создать виртуальную экскурсию: презентацию или видеоролик.
- Провести виртуальную экскурсию.
Создавая виртуальную экскурсию, помните, что:
- Текст должен быть кратким, лаконичным, соответствовать показываемым фото- и видеоматериалам.
- В виртуальные экскурсии можно включать игровые приемы, конкурсы, викторины, соревнования, что позволит сделать её ещё более интересной, увлекательной и эмоционально насыщенной.
- В ходе экскурсии можно в фоновом режиме включать музыкальное сопровождение, что усилит эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие нового материала.
Использование виртуальных экскурсий позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей, развить познавательные способности, сформировать умения поисково‐ исследовательской деятельности.
Кроме того, подготовка презентаций помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освободить от большого объема бумажных наглядных пособий. Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.