Когда «косеська» и «авва» превращаются в кошку и собаку?

Большинство взрослых обычно умиляется детскому лепету, малышовой шепелявости и легкой картавости. Однако многие ли подозревают, что подобное умиление и потакание всем этим «косеськам», «бибикам» и «касеткам» может привести к тому, что речь 3-5-летнего карапуза затормозится на этом уровне и недостатки придется исправлять уже логопеду.

Речь ребенка напрямую зависит от того, что он слышит! В первую очередь, как говорят мама с папой, дедушки с бабушками. Первые слоги и слова он произносит, подражая им. И представьте удивление ребенка, когда лет в 5-6 ему говорят, что-то, что он всю свою жизнь называл «касеткой» и «аввой», на самом деле – «конфетка» и «собака». Взрослые вдруг начинают строго одергивать и учить говорить «правильно». И более того, его понимают только родители, а ребята в детскому саду дразнят за то, что он говорит, как маленькая лялька.

Учить малыша правильной речи нужно с самого рождения. Это означает не только то, что ваша речь должна быть грамотной и четкой, без сюсюканья. Существуют целый комплекс упражнений для развития речи даже для тех, кто еще только начинает агукать. К упражнениям для таких малюток относятся массаж пальчиков (развивает мелкую моторику), игры с разнозвучащими погремушками для развития слуха и рассматривание картинок. Очень вреден для детей телевизор, особенно работающий фоном. Там речь «не звучит», нет четкого отличия звуков.  

В год малыши уже должны хорошо освоить лепет и говорить примерно 8-12 простых слов, включая облегченные звукоподражательные (мама, папа, баба, дядя, «ав-ав» (собака), «тик-тик» (часы), «бах» (упала) и т. д.). Стоит отметить, что в этом возрасте для поддержания речевой активности в общении с ребенком допускается употребление облегченных слов (обязательно в сочетании с полным). Если же добиваться от малыша только правильного «произношения», то это, напротив, может затормозить развитие активной речи». К пяти годам заканчивается усвоение фонетической системы, и ребенок должен овладеть четким звукопроизношением всех звуков речи. Словарный запас уже насчитывает несколько сотен слов.

Основными причинами «неграмотной» речи могут быть: неправильное строение, неразвитость, вялость мышц языка, короткая подьязычная связка («уздечка»), отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним, отклонения в развитии мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность, неразвитое речевое дыхание, трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе). Во всех этих случаях не стоит ждать, пока «само пройдет» – здесь понадобится помощь врача.

Несколько практических советов чтобы наши дети говорили правильно:

  • Во-первых, надо развивать у ребёнка мелкую моторику, давать работать руками. Например, ссыпать в баночку рис да гречку и попросить разделить. Или пазлы собрать, мозаику выложить. Очень хорошо, если ребёнку нравится конструктор "Лего", тут не только моторика, но и пространственное мышление работает!
  • Во-вторых, ребёнку нужно читать сказки и просить малыша пересказать, как запомнил. Если умеет читать сам, то лучше, чтобы читал вслух.
  • А ещё ребёнок должен рисовать! Рисовать и красками, и карандашами, и руками (это когда ватман к стене прикрепляется и малыш рисует ручками, пальчиками, обмакивая их в гуашь). Можно обводить, штриховать, заполнять звездочками, кружками и т.п.
  • Но, самое главное, с ребёнком необходимо разговаривать! Разговаривать обо всём, что ему интересно! Дети ведь как зеркало для родителей.

Однако к исправлению ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он сразу же верно повторил трудное для него слово. Это скорее приведет к тому, что ребенок совсем перестанет произносить «неудобное» слово, заменит его другим или вообще откажется говорить, замкнется в себе. Не стоит повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше сказать, как правильно. Не принесет пользы и слишком сложный материал, заучивание непонятных слов, сложных по форме, содержанию и объему стихотворений; звуков, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ребенку еще не доступны.