Советы учителя-дефектолога

Речь – важный аспект в развитии ребенка. Поэтому родители волнуются по поводу появления и развития речи у своих детей и часто задаются вопросом, в каком именно возрасте пора обращаться за помощью к специалисту?

Попробуем разобраться, какие же нарушения речи и в каком возрасте требуют помощи и коррекции, а в каких случаях можно подождать и дать ребенку время подрасти.

В норме у здорового ребенка в 1,5−2 месяца появляется гуление (произнесение гласных).

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма- ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Это период появления лепета.

К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, би-би).

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1100 слов.

К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи. Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»).

Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими, часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Могут не произносить звуки Л, Р.

В возрасте 5 лет дети легко строят диалог. Идет бурное развитие монологической речи. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Произносят все звуки.

При правильном речевом воспитании и при отсутствии органических нарушений ребенок к шести годам овладевает всеми лексико-грамматическими формами родного языка и правильно употребляет их в речи.

Если речевое развитие на каком-либо этапе задерживается, то это повод обратиться к специалистам. И это не только дефектолог. Если речевое нарушение сопровождается проблемами в поведении – к детскому психиатру. Если есть беспокойство по поводу говорения в нос, частых насморков, храпа – к отоларингологу. Укорочена подъязычная связка – к стоматологу, нарушение прикуса – к ортодонту.

В нашем дошкольном учреждении вы всегда можете проконсультироваться со специалистом, который подскажет вам какая помощь нужна малышу.

Важно! В ПКПП (пункт) для занятий с учителем-дефектологом зачисляются дети в старшем дошкольном возрасте, имеющие нарушения звукопроизношения. Если коррекционная помощь требуется раньше, то таким воспитанникам может быть рекомендована  группа для детей с ТНР.